В качестве товарных знаков и знаков обслуживания могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете и цветовом сочетании.
Словесные товарные знаки могут представлять собой:
- перечисление инициалов основателей компании, например, фирмы ИБМ, МММ, АВС и т.д.;
- сочетание имен, фамилий, коммерческих терминов, а возможно, и всего вместе: "Марком" (маркетинг и коммерция), "Аэрофлот", "ИЖКОМ" и др.;
- придуманные названия, не имеющие смыслового значения с точки зрения основных видов деятельности фирмы (например, "Экссон", "Меркурий"), или названия аллегории ("Зарница", "Лазурный берег");
- сочетания слов и цифр: "Шанель № 5", "Левис-501", "ХХ Век Фокс";
- мифологические образы: фирма "Геракл", банк "Гермес";
- имена собственные: "Форд", "Шварцкопф", "Пьер Карден", "Версаче";
- географические названия: банк "Сибирь", кофе "Манхэттен";
- иностранные слова "Люкс", "Фортуна";
- сочетания отдельных слов: шампунь "Хэд энд Шоулдерс" (голова и плечи), "Дары моря".
Изобразительные товарные знаки состоят из различных композиций линий, геометрических фигур (плоскостных, объемных, голографических). Наиболее часто при изображении товарных знаков используются представители животного или растительного мира.
Комбинированный товарный знаки - это сочетание словесного и изобразительного знаков, составляющих единое целое.
Звуковые товарные знаки представляют собой, как правило, позывные радиостанций, радиопрограмм, мелодии каких-либо популярных и устоявшихся телепередач (например, "КВН"). Фирма "Харлей Девидсон" зарегистрировала в виде товарного знака "специфический и только этой фирме присущий звук мотора мотоцикла", попытки подражать которому делали многие аналогичные фирмы мира.
При разработке товарного знака необходимо учитывать ряд требований, выполнение которых позволяет создать воспринимаемый, запоминающийся и легко узнаваемый потребителями продукции товарный знак. В их числе:
- индивидуальность, обеспечивающая отличие и узнаваемость товарного знака;
- простота - отсутствие мелких, нечетких деталей или изображений, минимальное число линий, оптимальность цветового сочетания;
- привлекательность - обеспечивается начертанием, цветовой гаммой и другими элементами,;
- высокое качество рекламно-графического исполнения;
- сохранение художественно-графических и рекламных свойств в различных вариантах исполнения (вышивке, тиснении, литье, трафаретном и шаблонном нанесении, увеличении или уменьшении).
Создавая товарный знак, важно понимать, что существует разница между фирменным наименованием и товарным знаком, товарным знаком фирмы и номенклатурными знаками отдельных товаров, словесным товарным знаком и логотипом.
Логотип - специально разработанное, оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы или группы ее товаров. Фирменный лозунг - красивый, коротко сформулированный лозунг, отражающий основную идею фирмы. Фирменный лозунг газеты "Нью-Йорк Таймс" звучит: "Все новости достойны печати".
Использование товарного знака в рекламных объявлениях любой фирмы "безопасно" лишь после регистрации в ФИПС или получения приоритетной справки экспертизы. Печально знаменитая компания "МММ" не зарегистрировала своевременно свой знак в установленном порядке, чем немедленно воспользовались предприимчивые коммерсанты АО "Бюро Денди", зарегистрировавшие товарный знак "МММ" на себя. В результате фирма "МММ" в разгар своей телерекламной компании вынуждена была покупать лицензию на использование товарного знака. При первом употреблении в любом рекламном тексте или презентации вновь созданного товарного знака рекомендуется делать ссылку на его регистрацию. Зарегистрированный товарный знак в любых текстах, маркировках, этикетках, вкладышах и т.д. возможно сопровождать специальным значком, обеспечивающим его правовую защиту.
Реализовать все ваши права по уже защищенным товарным знакам или зарегистрировать новый товарный знак ВАМ помогут сотрудники отдела интеллектуальной собственности Пермского ЦНТИ.