Подделка игр и игрушек
. Игры и игрушки, особенно из пластика, часто являются объектом подделок. В основном они поступают в Европу из Китая и восточноевропейских стран. Сегодня все дети и их родители знакомы с карманными монстрами Покемонами, видеоигра с которыми была выпущена на рынок в 1996 г. японской фирмой Nintendo. Успех этой игры привел к производству многочисленных товаров с символикой “Покемон”. В первой половине 2000 г. во Франции было арестовано более 1,5 млн. подобных фальшивых изделий — видеоигр, одежды, открыток и т.д., которые в большинстве случаев были произведены в азиатских странах.
По оценке М. Ансалди (M. Ansaldi), ответственной сотрудницы Французской федерации производителей игрушек, стоимость ежегодных подделок составляет 5 – 7 % оборота отрасли. При этом поддельные игрушки продаются по цене, которая на 15 – 40% ниже цены оригинальных игрушек. В качестве примера она ссылается на производство куклы “Babie”, являющейся почти полной копией знаменитой “Барби”, а также на подделку в странах Восточной Европы качалки в виде лошадки. Во Франции 70 % игрушек продается в ноябре-декабре, т. е. накануне Рождества, и установить преграду для поддельных игрушек в это время практически невозможно, тем более что процедура разбирательства может продолжаться два года. В этих условиях остаются два решения: предупредить наплыв фальшивок на рынок или по-дружески договориться с китайскими и восточноевропейскими производителями фальшивок.
Подделка лекарств
. Фальшивые лекарства не только подрывают рыночные позиции фирм-производителей, но приносят огромный вред здоровью. Одна из китайских газет сообщила, что в Китае ежегодно умирает не менее 200 тыс. человек от употребления просроченных или поддельных лекарств. В 1995 г. в Нигере погибли 2500 человек после инъекции фальшивой вакцины против менингита.
В мае 2000 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сообщила об обнаруженном ею 771 случае подделки лекарств. По данным ВОЗ, в 1982—1997 гг. фальшивые медикаменты: поддельные, незаконные копии известных торговых марок, лекарства с неверными этикетами и низкого качества – были обнаружены в 28 странах. Семь из них (25%) являются промышленно развитыми странами.
Наибольший объем фальшивых лекарств производится во Вьетнаме, Таиланде и Мьянме.
Большая часть фальшивых лекарств поступает на рынки стран с низким уровнем жизни. В 2000 г. министр здравоохранения России заявил, что только за один 1999 г. количество фальшивых лекарств на российском рынке возросло на 20%. При этом 700 видов поддельных медикаментов поступили из стран СНГ, 400 видов – из других стран, среди которых были и США. Особую опасность представляет продажа витаминных препаратов и пищевых добавок через Интернет – их качество никто не может гарантировать.
Наиболее серьезная ситуация с лекарствами наблюдается в странах Африки. В 1999 г. в Бенине было задержано 10 т поддельных лекарств; в Гвинее 60% медикаментов является предметом уличной торговли, когда свободно продаются для бесконтрольного самолечения даже наиболее опасные средства.
В последние годы ВОЗ активизирует борьбу с фальсификацией лекарств: выпускает для правительств специальные руководства по разработке соответствующих мер, разрабатывает программы для стран, производящих фальшивые лекарства, требует от правительств большей прозрачности при проведении политики обеспечения населения медикаментами и т.д. В 1997 г. был создан Институт фармацевтической безопасности (Institut de la securite pharmaceutique). При принятии стран в члены ВОЗ от них требуется соблюдение и охрана прав интеллектуальной и промышленной собственности, защита торговых марок и приведение местного законодательства в соответствие с этими требованиями. Так, в Иордании производство копий лекарств известных марок отныне невозможно: 15 местных лабораторий, которые копировали не менее 80 видов иностранных лекарств, занимаются поисками зарубежных партнеров, чтобы производить лекарства на законном основании. На Филиппинах в 1996 г. было принято законодательство, предусматривающее за производство и продажу фальшивых медикаментов тюремное заключение от шести месяцев до пожизненного и штраф до 25 тыс. дол. Однако далеко не все страны следуют по такому пути. В их числе Аргентина, Бразилия, страны Центральной Америки и Ближнего Востока, ЮАР, Пакистан, Таиланд, Индонезия, Вьетнам, Индия и Китай. Американская ассоциация фармацевтических лабораторий, оценивающая свои потери от подделки лекарств в 9 млрд. дол., потребовала от этих стран привести свое законодательство в соответствие с требованиями ВОЗ.
Подделка промышленной продукции
. Фальсификация продукции обнаруживается практически во всех отраслях обрабатывающей промышленности. В некоторых из них она приобретает особенно крупные масштабы. В первую очередь это относится к автомобилестроению. Европейский рынок автомобилей, на котором ежегодно продается 15,5 млн. автомашин, является самым крупным в мире. Именно поэтому автозапчасти стали первыми жертвами подделок. Качество поделок может быть очень высоким, хотя их производители не имели никакого права использовать дизайн или торговую марку основных производителей. Подделкой автодеталей из пластика, листового железа и т.д. занимаются в Италии, Испании, Бельгии и Дании. Многие из них переправляют свою продукции за пределы ЕС через Италию. В целом потери от подделок в автомобилестроении ЕС оцениваются в 6 мрлд. французских франков, из которых половина приходится на механические автодетали и другая половина – на автомобильные покрышки и двери.
Иногда обвинения тех или иных фирм в подделке используется как орудие в конкурентной борьбе. Так, в июле 1999 г. американская фирма Viskase выиграла в суде Чикаго дело против компании АNC (американского филиала французской фирмы Pechiney), добившись выплаты ею в форме штрафа 164,9 млн. дол. за то, что филиал французской фирмы производил поддельные пластиковые пакеты для упаковки мяса. Не согласившись с этим, Pechiney подала апелляцию. Там же в США франко-итальянская фирма STMicro-electronics в июле 2000 г. инициировала процесс против своего американского конкурента – фирмы Amtel, обвинив ее в подделке патента на производства запоминающих устройств и других электронных компонентов.
Американская фирма Shure является крупнейшим в мире производителем микрофонов. В Китае, Южной Корее и Тайване были скопированы по крайней мере семь моделей гаммы микрофонов Beta. В июне 1999 г. только во Франции пошли под пресс микрофоны общей стоимостью в 12,5 млн. франков.
Торговая марка Pentax принадлежит японской промышленной группе Asahi, производящей широкую гамму технической продукции, в которой используется оптика, – от фотоаппаратов до медицинских приборов. В начале июля 1999 г. таможенная служба парижского аэропорта Орли задержала партию из 2500 тензометров с маркой Pentax, поступившую из Китая через Южную Корею и предназначенную для Греции. Таможенников, хорошо знакомых с известной торговой маркой Pentax, удивила цена изделий – всего 3 дол. за штуку, а также то, что инструкция была отсканирована и не содержала названия марки, а на упаковочном ящике обязательное обозначение СЕ было напечатано голубой краской вместо положенной черной. Французские эксперты связались с японским офисом фирмы Asahi и выяснили, что фирма никому не продавала лицензии и никогда не производила тензометров! Японская фирма впервые столкнулась с тем, что под ее торговой маркой изготовляются товары, которые она сама никогда не производила.
Подделки в сфере информатики, видео- и аудиопродукции
. Как считают эксперты, новейшая технология открывает поистине безграничные возможности для фальсификации видео- и аудиопродукции. США, где производится 40 % программного обеспечения, наиболее чувствительны к подделкам в этой сфере. По данным одного из обследований, опубликованного в мае 2000 г., в 1999 г. потери от подобного пиратства во всем мире составили 12 млрд. дол., из которых 70 % приходится на долю 10 стран – США, Канады, Японии, Великобритании, Германии, Китая, Франции, Италии, Бразилии и Нидерландов. Уровень пиратства в развитых странах очень высок. В июле 2000 г. немецкий журнал PC Welt сообщил, что 38% немецких пользователей копируют программы у своих друзей, а более трети для получения программ без лицензии используют Интернет. В Западной Европе чемпионами по пиратским программам являются греки: здесь пиратскими являются 70% дисков и 74% программ, не считая пиратства через Интернет. Большое количество копий поступает в Грецию из Болгарии и бывших советских республик. В 1999 г. уровень пиратства составлял в Испании 57 % и в Ирландии 56 %. Мировыми чемпионами по пиратству являются Вьетнам (98 %) и Китай (91 %).
Что касается видеоигр, то здесь, по оценкам, относящимся к 1998 г., доля пиратских игр составляла в Малайзии 99%, России 97%, Китае 95%, Таиланде 93%, Мексике 85%, Сингапуре 73% и Гонконге 72%. Сегодня в некоторых странах этот процент, вероятно, ниже, поскольку в них были приняты жесткие меры борьбы с пиратством. Однако следует отметить, что в западноевропейских странах уровень использования пиратских копий видеоигр довольно высок. Так, по опросу, проведенному осенью 2000 г., во Франции, две трети любителей видеоигр имеют хотя бы одну пиратскую копию, а треть из них заявили, что никогда не покупали видеоигр в торговых точках.
Еще одной сферой распространения пиратства являются музыкальные записи. Современная техника позволяет копировать их с довольно высоким качеством, особенно через Интернет, что стало весьма распространенной практикой. Некоторые сайты (например,
napster.com, которым пользуются во всем мире не менее 30 млн. человек) позволяют легко копировать самые новые музыкальные альбомы. В октябре 2000 г. Международная федерация звукозаписывающей индустрии (International Federation of Phonographic Industry) оценила ежегодный ущерб от музыкального пиратства в 5 млрд. дол., а количество продаваемых пиратских лазерных дисков – в 500 млн. Меры борьбы с подобным пиратством носят не только юридический, но и технический характер. В частности, недавно было предложено при производстве музыкальных дисков включать в них специальные функции, которые помешают копировать их или пользоваться копиями.
Подделка и контрабанда табачных изделий. Поддельные сигареты относятся к числу продуктов, которые наиболее часто задерживаются на таможнях различных стран (см. таблицу). Однако поток этих изделий не иссякает. Эксперты связывают это с тем, что в цене пачки сигарет основную часть составляют налоги и сборы: во Франции доля налогов
(на потребление и добавленную стоимость) в цене пачки сигарет составляет 76%. Контейнер с 10 млн. сигарет, купленных у производителя за 200 тыс. евро, после уплаты налогов и сборов будет стоить на 1 млн. евро дороже. Разница между ценой продажи и ценой производителя и определяет масштабы прибыли, получаемой контрабандистами. В результате на мировом уровне треть экспортируемых сигарет поставляется в форме контрабанды. Если сравнить данные о мировом экспорте и импорте сигарет, то разница между ними составит 400 млрд. евро, что как раз и составляет треть мирового экспорта.
Задержанная контрабанда сигарет в 1999 г. |
Страна |
Количество задержанных сигарет, млн. шт. |
Великобритания |
1534 |
Италия |
1395 |
Испания |
1200 |
Португалия |
1071 |
Нидерланды |
256 |
Бельгия |
150 |
Украина |
122 |
В 1997 – 2000 гг. в странах Европы объем задержанных контрабандных сигарет увеличился на 140 %, что, как писал французский еженедельник “Экспресс”, превратило эту контрабанду в один из самых крупных видов бизнеса в Европе.
Европейская комиссия, ссылаясь на данные таможенных служб стран ЕС, направила в судебные органы США жалобу на ведущие американские фирмы-производители сигарет Philip Morris, RJ Reynolds и японскую Japan Tobacco, которая в 1999 г. приобрела зарубежные филиалы фирмы RJ Reynolds. Названные фирмы обвиняются в том, что “они контролируют, управляют, стимулируют и поддерживают деятельность сети контрабандистов в Европе”.
Журнал “Экспресс” приводит такую типичную схему движения контрабандных сигарет в Европе:
1) сигареты поступают из США в Роттердам и Амстердам, где помещаются в необлагаемые налогами склады;
2) затем они следуют транзитом за пределы ЕС — на Балканы, Украину или Кипр;
3) из этих стран они снова возвращаются на территорию ЕС — в основном через Италию, откуда на грузовиках направляются в Великобританию и другие европейские страны;
4) документы на контрабандный груз оформляются в основном в Швейцарии, являющейся признанным центром отмывания денег в Европе.
Масштабы продажи контрабандных сигарет в отдельных странах ЕС зависят от таких факторов, как средняя стоимость пачки сигарет (во Франции она составляет около 22 франков, в Великобритании 35 франков, в Люксембурге 13 франков и т.д.) и организации борьбы с контрабандой. В последние годы, по оценкам, доля контрабандных и поддельных сигарет в общем объеме их продаж составляет во Франции около 2%, тогда как в Великобритании 16%, а в Италии — 20%. Эксперты подчеркивают, что задержанные сигареты составляют не более 10% действительной контрабанды.
Контрабанда сигарет ежегодно приводит к значительному недобору налоговых поступлений в бюджет ЕС в целом (этот недобор оценивается в 1,18 млрд. евро) и отдельных стран: в Великобритании эта сумма составляет 4 млрд. евро, в Германии 0,5 млрд., в Испании 0,25 млрд.
(Продолжение следует)