В промышленно развитых странах сложился и действует механизм защиты интеллектуальной и промышленной собственности – патентов, товарных марок, промышленных образцов и т.д. Стоимость и продолжительность процедур судебного разбирательства дел о незаконном использовании товарных марок, дизайна и промышленных образцов в этих странах различны. В таблице приведены соответствующие данные по ведущим странам, опубликованные в мае 2000 г.
Издержки и продолжительность рассмотрения споров
Страна |
Суды первой инстанции |
Апелляция |
Всего: суды первой инстанции, апелляции и кассация |
В тыс. франков |
В месяцах |
В тыс. франков |
В месяцах |
В тыс. франков |
В месяцах |
Простые дела |
Франция |
80 |
9 |
70 |
15 |
172 |
48 |
Германия |
40 |
10 |
30 |
18 |
- |
52 |
Великобритания |
550 |
12 |
250 |
14 |
- |
- |
Испания |
65 |
9 |
65 |
12 |
180 |
45 |
США |
800 |
6 |
200 |
- |
- |
- |
Нидерланды |
45 |
12 |
45 |
12 |
190 |
48 |
Сложные дела |
Франция |
160 |
15 |
135 |
18 |
925 |
57 |
Германия |
130 |
12 |
140 |
19 |
- |
58 |
Великобритания |
1900 |
16 |
900 |
18 |
- |
- |
Испания |
100 |
15 |
65 |
16 |
230 |
61 |
США |
2240 |
9 |
560 |
- |
- |
- |
Нидерланды |
120 |
18 |
115 |
18 |
375 |
60 |
Комплексные дела |
Франция |
240 |
18 |
180 |
24 |
480 |
66 |
Германия |
150 |
15 |
170 |
20 |
500 |
60 |
Великобритания |
4800 |
21 |
1200 |
29 |
- |
- |
Испания |
130 |
20 |
80 |
19 |
300 |
75 |
США |
5600 |
12 |
1400 |
- |
- |
- |
Нидерланды |
150 |
24 |
150 |
20 |
400 |
68 |
В настоящее время перед развитыми странами стоит проблема повышения эффективности механизмов борьбы с подделками и координации этой борьбы на межстрановом уровне, поскольку этот тип преступности носит действительно международный характер. Для большинства же развивающихся государств первоочередной задачей является создание соответствующей законодательной базы. Перспективы вступления ряда стран Азии и Восточной Европы во Всемирную торговую организацию (ВТО) заставили их привести свое законодательство в соответствие с требованиями ВТО, ВОЗ и других международных организаций и начать активную борьбу с фальсификацией товаров. Подобная политика в некоторых странах уже принесла свои плоды. Так, в Иордании прекращено производство фальшивых лекарств, а в Кувейте в январе 2000 г. было арестовано 70 тыс. пиратских видеокассет. В Польше в ноябре 1999 г. был принят новый закон, ужесточивший наказание за подделки.
Охрана интеллектуальной собственности представляет огромную проблему для Китая, занимающего ведущие места среди производителей многих видов фальсифицированной продукции. К тому же КНР намерена вступить в ВТО, что ставит перед ее правительством и деловыми кругами серьезные проблемы. Хотя в Китае уже принято более 30 законов, касающихся использования торговых марок, патентов, авторских прав, компьютерных программ, торговых секретов, передачи технологии и лицензирования, которые в большинстве случаев соответствуют международным стандартам, меры регулирования в стране далеки от совершенства. В среднем процесс выдачи патента на некоторые продукты занимает 5-8 лет. Кроме того, китайской системе охраны интеллектуальной собственности не хватает прозрачности. Низкая эффективность охраны обусловлена слабой координацией между центральными и местными органами власти, неадекватностью наказания, наличием препятствий для перевода нарушения из разряда административного нарушения в категорию уголовных дел, низким образовательным уровнем чиновников, контролирующих соблюдение законов, наличием организованной преступности.
Иностранные компании, действующие в Китае, вынуждены расходовать на охрану своей интеллектуальной собственности средства, объем которых зависит и от размера компании, и от роли интеллектуальной собственности в бизнесе, и от типа нарушений прав. Одна из американских компаний, считающая защиту интеллектуальной собственности основой своей деятельности в Китае, ежегодно расходует на это 500 тыс. дол. Некоторые компании ежегодно расходуют на охрану интеллектуальной собственности в Китае по 3-4 млн. дол.
Охрана интеллектуальной собственности, осуществляемая иностранными компаниями, включает следующие меры:
- контроль за производственными мощностями и распределительной сетью в Китае, чтобы убедиться в отсутствии нелегального производства и поставок комплектующих для незаконных операций;
- контроль за ценовой стратегией;
- разъяснение всем сотрудникам значения охраны интеллектуальной собственности и обучение их способам определения фальшивых продуктов;
- регистрация всех патентов, торговых марок и других объектов интеллектуальной собственности с целью обеспечения поддержки местных органов охраны интеллектуальной собственности в случае принятия мер против нарушителей этих прав;
- установление связи с сотрудниками, занимающимися охраной интеллектуальной собственности в государственных учреждениях;
- применение производственных методов и технологий, трудно поддающихся копированию;
- осуществление контакта с потребителем: создание “горячей линии”, по которой потребители могли бы сообщать о приобретении ими фальшивых товаров;
- информация через прессу о санкциях, которые налагает компания на нарушителей ее прав на интеллектуальную собственность;
- установление разумных цен, так как чрезмерно высокие цены являются стимулом для нарушителей;
- создание союзов с другими иностранными и китайскими фирмами, производящими аналогичную продукцию и испытывающими проблемы с охраной интеллектуальной собственности, с целью лоббирования правительственных органов. Такие союзы могут принимать форму структурированных организаций, таких, как Китайская коалиция против подделок (China Anticounterfeiting Coalition), или существовать временно для решения конкретных проблем.
Несмотря на все превентивные меры, производство подделок в Китае широко распространено. Компания, обнаружившая нарушение права на интеллектуальную собственность, должна выбирать между административными мерами воздействия и судебным преследованием. Основным критерием для этого выбора является объем поддельных продуктов. Если компания заинтересована в немедленном прекращении нарушения прав интеллектуальной собственности, она должна использовать административные меры воздействия. К судебному преследованию целесообразно прибегать тогда, когда превентивные меры оказались неэффективными из-за местного протекционизма или если компания-нарушитель достаточно крупная для покрытия всех судебных расходов. Иногда для выявления нарушений прав интеллектуальной собственности целесообразно прибегать к услугам независимых фирм, ведущих расследование. Такие фирмы могут быть как иностранными, так и китайскими, при этом китайские фирмы эффективно осуществляют расследование за гораздо меньшее вознаграждение.