Подделка товаров столь же стара, как и сама торговля. Одним из наиболее старых свидетельств фальсификации продукции является подделка на юге Италии амфор, производимых знаменитым романским мастером Сестуисом (Sestuis), который ставил на каждой амфоре знак SES. По словам эксперта Европейской комиссии К. Циммермана (Chr. Zimmermann), “подделывается все, что продается”. Фактически в масштабах Европы обнаруживается только малая часть “огромного айсберга” поддельной продукции: в 1999 г. было арестовано не более 1% ее объема. Анализ общего количества дел о подделках в странах ЕС показывает, что на долю готовой одежды приходится 41% подделок; игрушек и игр – 21%; бижутерии – 14%; книг и фильмов – 7%; модной одежды – 5%; электроники – 4%. В Германии в последнее время наиболее заметные дела о подделках касались деталей автомобилей, микропроцессоров, моющих средств, удобрений; в Бельгии – зубных щеток; в Испании – водки и сигарет; в Финляндии – чая и сигарет, содержащих в 2 – 3 раза больше никотина и смол, чем было указано на пачке; во Франции – деталей автомобилей, медицинских аппаратов; в Нидерландах – компакт-дисков видеоигр; в Великобритании – напитков и зубойя пасты. Два года назад в Дании были арестованы 125 тыс. пиратских лазерных дисков, изготовленных в других странах ЕС. Северные страны, обладающие информационным оборудованием, продавали эти диски через датские Интернет-сайты. Довольно плохой пример подает всем Италия, где многие производители подделок связаны с мафией и благодаря различным уловкам обходят действующее в стране весьма противоречивое законодательство. В Великобритании некоторые ткацкие фабрики производят ткани и не ставят на них торговую марку, чтобы избежать обвинения в фальсификации.
Некоторые европейские производители пользуются тем, что товары из отдельных развивающихся стран не защищены зарегистрированной торговой марки. Например, голландские производители ковров используют традиционные мотивы производимых вручную марокканских ковров, что приносит им немалые выгоды.
Иногда масштабы подделок столь велики, что приводят к банкротству предприятий. Так, компания Souleiado, которая производила скатерти с провансальскими мотивами, вынуждена была прекратить свое существование из-за огромного количества подделок.
Часто подделки товаров известных марок имеют довольно высокое качество. Так, для того чтобы установить, что джинсы Levi’s произведены на Тайване, потребовался очень сложный химический анализ.
По оценке Союза производителей Франции, который ведет наиболее активную борьбу с фальсификацией товаров и создал Музей контрафакции (Musee de la contrеfacon), подделки составляют 5 – 7% объема мировой торговли и ежегодно приносят Франции ущерб в 40 млрд. франков и приводят к сокращению 30 тыс. рабочих мест.
По данным французской таможенной службы, в 1999 г. ею было арестовано 3 661 212 поддельных изделий (в 12 раз больше, чем пять лет тому назад), в том числе 2,5 млн. пачек сигарет фальшивой марки Marlboro, арестованных в порту Гавра. В целом на долю сигарет приходилось 61,45% обнаруженных подделок; остальные подделки распределялись следующим образом: игры и игрушки – 51,38%, текстильные изделия – 31,15%, часы – 7,27%, бижутерия – 4,52%, обувь – 2,37%, кожевенные изделия – 1,83%, детали для автомобилей – 0,67%, аудиотехника – 0,52% и парфюмерные изделия – 0,23%. Распределение этой продукции по странам (за исключением сигарет) представлено в таблице.
Страна |
Количество арестованных подделок, шт. |
Доля в общей численности, % |
Китай |
708 478 |
59,0 |
Тайвань |
195 803 |
16,3 |
Гонконг |
64 629 |
5,4 |
Египет |
60 609 |
5,0 |
Турция |
46 454 |
3,9 |
Италия |
42 154 |
3,5 |
Португалия |
39 526 |
3,3 |
Таиланд |
18 061 |
1,5 |
Южная Корея |
13 352 |
1,1 |
На китайско-европейском симпозиуме, состоявшемся в июле 2000 г., представители ЕС отмечали, что более 400 китайских предприятий продолжают нарушать права интеллектуальной собственности в ущерб европейским компаниям. Как заявил П. Вадорен, член Европейской комиссии, ведающий вопросами торговли, “в наибольшей степени это касается таких отраслей, как фармацевтическая, агрохимическая и производство компакт-дисков”. Изобретательность китайцев не знает границ: они производят фальшивые сигареты известной марки Benson & Hedges и поддельное шампанское, публикуют в Интернете романы шести наиболее известных китайских писателей (без разрешения) и т.д. Вообще производители подделок в Китае и других странах Юго-Восточной Азии очень быстро налаживают дешевое производство товаров известных торговых марок, пользующихся большим спросом. Более того, в этих странах копирование товаров далеко не всегда воспринимается негативно, напротив, здесь считается нормальным и обычным делом более дешевое производство известного товара.
В последнее время число стран — производителей подделок возросло за счет Вьетнама, где подделываются компакт-диски, видеокассеты и т.д., и России, где копируются даже отечественные продовольственные товары с хорошей репутацией – минеральная вода “Боржоми”, вологодское масло, пиво “Жигулевское” и др. Кроме того, в России фальшивыми являются 30% продаваемых сигарет и – что, по мнению западных экспертов, вызывает особое беспокойство – изготовляются фальшивые доллары.
(Продолжение следует)