Охрана и защита объектов интеллектуальной собственности на радио и телевидении
О защите прав в области интеллектуальной собственности рассказывает зав. отделом интеллектуальной собственности и технологической безопасности Пермского ЦНТИ Филонова Гузель Халимовна
Авторское право не требует государственной регистрации. Оно защищает название произведения от воспроизведения (копирования), несанкционированного владельцем авторского права, при его коммерческом использовании.
Современное российское законодательство формально дает довольно широкие возможности для защиты имущественных прав на интеллектуальную собственность. Лицо, чьи права нарушаются, само может выбрать наиболее эффективную линию защиты: судебный запрет на использование названия, взыскание причиненных убытков, взыскание незаконно полученного дохода, взыскание компенсации, сумма которой определяется судом в пределах от 10 до 50 000 минимальных размеров оплаты труда.
Вопросы охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности на телевидении и радио рассматриваются в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах России.
Бездоговорное использование произведений
Наиболее часто встречающаяся, типичная, претензия, которая предъявляется к телевизионным и радиовещательным организациям или этими организациями к другим пользователям, – это бездоговорное использование произведений.
Если владельцем авторских прав в таком конфликте является автор или иной гражданин (не являющийся предпринимателем), то спор рассматривается в судах общей юрисдикции (народные и вышестоящие суды). В таких спорах автор или иной владелец авторских прав представляет доказательства того, что он является законным обладателем авторских прав. Такими доказательствами для автора обычно являются экземпляры произведения, на которых обозначено имя автора. Что касается иных владельцев авторских прав, то они доказывают свои права с помощью авторских или трудовых договоров, по которым они получили определенные права.
В свою очередь ответчик (например, телевещательная или радиовещательная организация) может доказывать, что он использовал произведение либо в соответствии с законом (со ссылкой на статьи 19 и 21 закона об авторском праве), либо в соответствии с заключенным договором. В последнем случае в суд предоставляется экземпляр договора (подлинник, а не копия!).
Если будет установлено, что ответчик использовал произведение вне договора либо выйдя за пределы заключенного договора (например, ему были даны права на эфирную трансляцию, а он осуществил кабельную), то анализ юридических проблем на этом завершается и суд приступает к рассмотрению вопроса об определении размера убытков. Однако, если ответчик представит в суд договор, из которого следует, что он получил все необходимые права от своего партнера, то по ходатайству ответчика суд должен привлечь к участию в деле этого партнера. Договорный партнер, привлеченный к участию в деле (в качестве соответчика или третьего лица на стороне ответчика), может представить в суд договор, по которому он получил авторские права от своего договорного партнера, может быть, от автора. Иными словами, в суд может быть представлена целая "цепочка" таких договоров.
Суд, установив факт нарушения авторских прав, взыскивает убытки с того лица, по вине которого произошло это правонарушение. Это может быть как пользователь, так и лицо (привлеченное в качестве соответчика), "передавшее" пользователю права, которыми само не обладало.
Довольно велико число судебных и арбитражных споров о том, кто является владельцем авторских прав на "старые", снятые до 3 августа 1992 года кинофильмы, телефильмы, а также о владельцах прав на "старые" звукозаписи.
В первой половине 90-х годов в России авторами было возбуждено более 10 судебных дел против телевизионных организаций о бездоговорном использовании произведений путем их выпуска в эфир (речь шла о разовых, конкретных использованиях произведений). В большинстве этих дел в качестве представителя авторов выступало РАО.
Исковые требования обычно включали выплату авторам телевещательными организациями законной компенсации в размере от 20 до 100 минимальных оплат труда. Основная цель этих исков состояла в том, чтобы подтолкнуть телевещательные организации заключать с РАО генеральные лицензионные соглашения.
Суды, установив факты бездоговорного использования, как правило, удовлетворяли эти иски и отвергали доводы вещательных организаций о том, что спорные произведения были использованы ими с помощью "старых" видео- и звуконосителей, на которые эти произведения были записаны до 1992 года, то есть в то время, когда такие записи и их передача в эфир осуществлялись без согласия авторов и без выплаты им вознаграждений. В некоторых случаях суды снижали размеры требуемой законной компенсации.
В наши дни, если вещательная организация заключила с РАО генеральное лицензионное соглашение об использовании авторских произведений, то считается, что она использует любые охраняемые авторским правом опубликованные произведения малых форм (т.е. продолжительностью менее 15 минут) на законном основании. Иными словами, к ней уже не могут быть предъявлены претензии о бездоговорном использовании этих произведений.
Вопрос об использовании произведений больших форм решается особо – на основании отдельных договоров.
Права владельца материального носителя
В некоторых случаях владельцы материальных носителей произведений (экземпляра кинофильма, телефильма, звукозаписи, оригинала картины, скульптуры, рукописи) претендуют на авторские права на произведения, содержащиеся на этих носителях.
Особенно часто такие претензии заявляют архивы, хранилища, музеи, родственники умерших авторов, когда к ним обращаются организации, заинтересованные в использовании этих произведений.
Если материальный носитель является уникальным (например, единственным в своем роде или обладает хорошими качественными характеристиками по сравнению с другими доступными носителями), то приходится договариваться с владельцем этого материального носителя о праве доступа к носителю, о праве снять с него копии или о купле-продаже этого носителя.
Хотя само право владельца материального носителя обычно сводится к праву собственности и, конечно, не порождает никаких авторских прав, тем не менее, договоры об использовании таких носителей и даже договоры о купле-продаже часто налагают на приобретателей определенные ограничения, касающиеся объема и способа использования, сроков возможного использования, обязанности выплаты отчислений.
Вопрос о том, являются ли эти ограничения юридически обоснованными, вероятно еще будет предметом судебного рассмотрения. В любом случае следует исходить из того, что любые третьи лица, получившие доступ к указанным материальным носителям (или к их копиям) на законном основании, могут пользоваться произведениями, содержащимися в них, без каких-либо ограничений и без согласия владельцев самих материальных носителей.