33 коровы поровну не разделишь. За строчку из песенки борются два молочных комбината...
Спор о правах на товарный знак "33 коровы" начался два года назад.
Дизайн и концепция многострадальной марки "33 коровы" были разработаны еще в начале 1997 г. рекламным агентством Young & Рubicam по заказу Очаковского молокозавода. В рекламной кампании предполагалось использовать текст и музыку песни Наума Олева и Максима Дунаевского из кинофильма "Мэри Поппинс, до свидания".
К моменту оформления договоренностей оказалось, что Дунаевский и Олев успели передоверить свои права некой фирме "Дельта-Формат", с которой в результате и пришлось заключать договоры Young & Рubicam, Очаковскому заводу и его технологическому партнеру "Тетра Пак". Договор сроком на пять лет предусматривал возможность использования вышеупомянутыми фирмами "музыки и текста или их фрагментов для коммерческой и некоммерческой рекламы в любой форме".
В этом соглашении отдельно не оговаривалась возможность регистрации товарного знака "33 коровы". И все же права на этот знак были оформлены в патентном ведомстве на имя ЗАО "Тетра Пак" в декабре 1999 г. В ходе судебных разбирательств представители "Тетра Пак" не раз отмечали, что эта компания с 1997 г. немало вложила в развитие марки "33 коровы" - по неофициальным данным, около $1 млн. Кроме того, к 2000 году молоко "33 коровы" завоевало порядка 3,8% столичного рынка.
Между тем в начале 2000 г. другой производитель молочной продукции - Останкинский молочный комбинат - заключил собственный договор с Наумом Олевым, по которому комбинат на 25 лет получил все права на стихотворение "33 коровы". Этот договор предусматривал не только право использовать стихотворение, но и возможность регистрировать одноименный товарный знак. Собственно, момент заключения этого договора и является точкой отсчета в истории борьбы за права обладания брэндом "33 коровы". Уже летом 2000 г. останкинцы подали в Апелляционную палату Роспатента заявление об отмене регистрации товарного знака.
Главным их аргументом стала апелляция к статье 7 закона "О товарных знаках", согласно которой "не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков цитаты произведений искусства или их фрагменты без согласия автора". И действительно: эксперты Роспатента нашли, что зарегистрированный знак "33 коровы" воспроизводит известное на территории России название песни, авторы которой - Наум Олев и Максим Дунаевский. А дальше логика такова: если согласия авторов на регистрацию товарного знака нет, то и сама регистрация должна быть аннулирована.
Именно такое решение и было принято Апелляционной палатой Роспатента. Несколько позже это решение подтвердила Высшая патентная палата. Эти решения патентного ведомства привели к ситуации, когда производить молочные продукты, маркированные знаком "33 коровы", смог бы любой желающий: исключительных прав к тому времени ни у кого не осталось.
Год назад к спору решил присоединиться и Наум Олев. Он стал доказывать, что Очаковский завод нарушает его авторские права. В качестве компенсации поэт рассчитывал получить авторское вознаграждение за то время, пока молоко "33 коровы" находится в продаже - начиная с первого дня его выпуска. Называлась и сумма морального ущерба - около
100 000 руб. По решению народного суда была проведена экспертиза. Согласно экспертному заключению, "сочетание цифры "33" и слова "коровы" общеупотребительно, их соединение в единое словосочетание не является особенным литературно-художественным образом, самобытным наименованием, специфично присущим индивидуальному творчеству какого-то определенного автора". Суд отказал Науму Олеву в удовлетворении иска, поскольку его стихи завод не цитировал ни в рекламе, ни на упаковке молока. Мосгорсуд, куда поэт подал кассационную жалобу, подтвердил решение коллег.
Спор был перенесен в стены Арбитражного суда Москвы, где компания "Тетра Пак" стала доказывать, что, аннулировав товарный знак "33 коровы", чиновники Апелляционной палаты Роспатента ошиблись.
Представитель Очаковского завода заявил: "Никто не сомневается в авторских правах Наума Олева на все стихотворение. Это оригинальный продукт авторского права. Но конкретный слоган "33 коровы" - как название продукта - не является оригинальным, равно как "34 быка" или "35 светофоров". Первая инстанция московского арбитража вынесла решение: "Роспатент не представил в заседании доказательства о наличии авторских прав на наименование литературного произведения "33 коровы" и об известности данного литературного произведения в России". В итоге - решение Апелляционной палаты Роспатента об аннулировании регистрации товарного знака "33 коровы" было признано недействительным.
Судебная практика по спорам, предмет которых одновременно попадает в область авторских прав и прав на товарные знаки, не отличается большим количеством примеров. Однако и эти немногие примеры показывают, что именно своевременная и грамотная работа по регистрации товарных знаков своей фирмы позволит успешно отстаивать свои права в суде. Вам в этом непростом деле помогут сотрудники отдела интеллектуальной собственности Пермского ЦНТИ.