ПАТЕНТОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ЗАЩИТЫ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
За рубежом стоимость объектов интеллектуальной собственности (технической, технологической документации, проектов, результатов НИОКР, программ для ЭВМ, баз данных, изобретений, товарных знаков, рационализаторских предложений и т. д.) составляет примерно 50% стоимости любого предприятия. В России же такие объекты практически повсеместно не включаются в состав нематериальных активов предприятий и не учитываются в составе их имущества. Для отечественных предприятий характерны пренебрежительное отношение к вопросам интеллектуальной собственности, легкомысленный подход к должному оформлению технической и технологической документации. И это не может не сказываться на результатах их хозяйственной деятельности.
Известно, что охранный документ на объект промышленной собственности (изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак) позволяет владельцу получить исключительное (монопольное) право на введение этого объекта в хозяйственный оборот любым способом, обеспечивает пресечение несанкционированного использования запатентованной разработки конкурентами и возмещение понесенного ущерба в судебном порядке. Однако в ряде случаев патентование используется не для защиты законных прав их владельца, а как способ получения весьма солидных доходов.
Некоторые фирмы, специализирующиеся на оказании патентных услуг, нашли такое применение своим профессиональным знаниям, которое с определенной условностью можно квалифицировать как вымогательство или шантаж. Они регистрируют на свое имя "работающие" на рынке, но не запатентованные товарные знаки (или торговые марки) иностранных и отечественных производителей, результаты чужой творческой деятельности и затем предъявляют истинным владельцам иски на нарушение исключительных прав на использование объектов промышленной собственности, охраняемых в соответствии с Патентным законом РФ. Естественно, выпускать продукцию или оказывать услуги под этими товарными знаками эти фирмы и не предполагают. Их конечная цель - предъявление производителям ультиматума: либо приобрести у них лицензию (свидетельство на товарный знак), либо уйти с российского рынка, сменить "раскрученное" наименование товара (фирменное наименование) на новое, неизвестное потребителю. Очевидно, что реальный ущерб от подобной деятельности не ограничивается материальной составляющей - потеря имиджа несет не меньшие убытки.
Если учесть сравнительно небольшую стоимость расходов на патентование объекта, рентабельность данного бизнеса по единичному случаю регистрации товарного знака (активность на данном сегменте рынка намного превышает пока аналогичную деятельность в области изобретений или полезных моделей) составляет не менее 2500-3000%. Хотя коэффициент полезного действия предъявления подобных претензий вряд ли превышает 10%, рентабельность этого бизнеса в целом довольно высока, что предопределило расширение данной сферы деятельности за счет привлечения в качестве инструментария других объектов промышленной собственности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов), защищаемых в соответствии с Патентным законом РФ.
Так, Пермской печатной фабрике Гознака была предъявлена претензия за нарушение исключительных прав патентообладателя, получившего правовую охрану на выпускаемый фабрикой почтовый конверт. Для доказательства необоснованности материальных притязаний фабрике потребовалось документально удостоверить факт выпуска этих конвертов до даты приоритета охранного документа (так называемое преждепользование). Характерно что, на фабрике в течение длительного времени не могли представить в суд техническую документацию для подтверждения факта выпуска этой продукции до даты приоритета охранного документа (т. е. до даты подачи заявки в патентное ведомство РФ). Лишь привлечение квалифицированного специалиста в области интеллектуальной собственности, который нашел доказательства факта так называемого преждепользования, позволило избежать крупных материальных потерь.
Оставив в стороне морально-этическую оценку, следует отметить, что с правовой точки зрения такая деятельность ведется в соответствии с действующим законодательством России. Естественно, она становится возможной лишь благодаря поразительному легкомыслию предпринимателей, пренебрежению к элементарным правилами защиты своих интересов.
Таким образом, игнорирование проблем, обусловленных различными аспектами использования объектов интеллектуальной собственности, рано или поздно приводит к серьезным финансовым потерям. Должное оформление на предприятиях технической и технологической документации, а также получение патентной охраны на результаты творческой деятельности позволят исключить основания для претензий со стороны недобросовестных участников рыночных отношений.
В то же время, реализуя законодательные возможности, заложенные в патентном законодательстве, предприятия могут воздействовать на других участников рыночных отношений, запрещая выпуск запатентованных товаров и услуг, подпадающих под действие товарных знаков, а также регулируя цены на запатентованные объекты. Патент, таким образом, становится действенным средством зашиты прав собственности на разработку, позволяя в определенных ситуациях препятствовать деятельности конкурентов, решает ряд проблем взаимодействия с партнерами.
Со всеми вопросами по патентованию и защите прав на объекты интеллектуальной собственности обращайтесь в отдел интеллектуальной собственности и технологической безопасности Пермского ЦНТИ.
Тел. (3422) 34-17-83. E-mail: ois@permcnti.ru